Мэри Пикфорд
Мэри Пикфорд
ИмяМэри Пикфорд (Mary Pickford)
Дата рождения8 апреля, 1892
Место рожденияТоронто, Онтарио, Канада
Дата смерти29 мая, 1979 (87 лет)
Место смертиСанта Моника, Калифорния, США
рейтинг       голосов

Мэри Пикфорд. Женщина-Миф.

страница 44

«Байограф» и другие компании удовлетворяли потребность людей в зрелищах, показывая водопа­ды, поезда и пожары. В некоторых фильмах — о вело­сипедистах, трамваях, острове Эллис — были неза­мысловатые сюжеты. Естественно, вскоре на экране появились сцены насилия и секса: женщины демон­стрировали свои нижние юбки, слона казнили на электрическом стуле. Но спустя год мода на коротко­метражные фильмы вдруг прошла, и теперь их пока­зывали до водевиля или по его окончании.

Создатели фильмов поняли бы, в чем дело, если бы провели несколько минут в зале со зрителями. Они, как дети, ожидали, что вот-вот что-то произойдет, но ничего не происходило. Путем проб и ошибок произ­водители лент поняли, что фильм должен не только отражать мир, но и создавать новый. Выяснилось, что камера годится не только для технических трюков, но и для достижения некой творческой цели. В конце кон­цов, стало ясно, что этой целью является связный рассказ.

Д. У. Гриффит пришел не на пустое место. Фран­цуз Жорж Милье сделал около пяти сотен мистиче­ских картин с содержанием, сдобренных специаль­ными эффектами и элементами фантастики. В его наиболее известной работе, «Путешествие на Луну» (1902), космический корабль летит к Луне. Человек, стоящий на поверхности планеты, добродушно на­блюдает за кораблем, который взрывается у него на глазах. Фильмы Милье напоминают истории, кото­рые разыгрываются на сцене. Каждый эпизод похож на одну из бусин, нанизанных на нитку: все они ве­ликолепно сверкают, но отделены одна от другой. Одна сцена сменяется следующей, как иллюстриро­ванные страницы книги сказок.

Этот недостаток работ Милье понял Эдвин С. Портер, инженер и оператор, в 1903 году снявший два небольших фильма «Жизнь американского пожар­ного» и «Большое ограбление поезда». Эти двадцать четыре метра целлулоида изменили ход истории кино.

Вместо того чтобы наблюдать действие как бы из просцениума, Портер использовал различные углы камеры, изменяя расстояние и воздействуя на фокус зрения зрителей. В «Пожарнике», например, крупный план использовался во время пожарной тревоги, а в «Ограблении» камера устанавливалась на крыше ваго­на. Кроме того, Портер ввел поперечный разрез собы­тий. Крупный план показывал усатого бандита, целя­щегося из пистолета и стреляющего прямо в зрителей, что все еще пугало публику. «Большое ограбление по­езда» заложило традицию американского кинореализ­ма. Тут были сцены погони, элементы детектива и даже вестерна, хотя фильм снимали в Нью-Джерси.

Но гораздо важнее то обстоятельство, что руди­ментарная техника Портера дала толчок воображению зрителей, воспитанных на театре. «Главные герои по­лучили возможность выйти за пределы освещенной сцены, — писал в 1926 году историк кино Айрис Бэрри. — Мы уже не видели их постоянно, прикованных к данному пространству. На экране герой и героиня сво­бодно передвигаются по просторному миру, очень похожему на настоящий». Дж. М. (Бронко Билли) Ан­дерсон, сыгравший в «Большом ограблении поезда», рассказывал о премьере фильма на Манхэттене: «Зри­тели вдруг принялись шуметь и кричать: «Ловите их! Ловите их!», вставляя при этом неприличные слова. Когда фильм закончился, все вскочили с мест и за­кричали: «Покажите кино еще раз, еще раз!» Наконец включили свет, и всех выпроводили из зала». Позже Ан­дерсон побывал на показе фильма в водевильном театре «Хаммерстайн». «Там все сидели очень тихо. Никто не кричал, всех словно загипнотизировали. После оконча­ния фильма, когда зрители восторженно приветствова­ли Андерсона, он сказал себе: «Решено. Я выбираю ки­нобизнес». Так оно и случилось. Дж. М. Андерсон стал одним из основателей компании «Эссэни». «У будущего нет конца», — восторженно отмечал он.

 Предыдущая     Следующая 

наверх